Борислав Береза: «Я бы уничтожил Министерство культуры Украины»


Борислав Береза, народный депутат Украины, общественный деятель.

Шок старого мира

В середине 90‑х мне в руки попалась книга тогда мало известного у нас автора Мака Рейнольдса «Зерно богоподобной силы». В те годы издатели начали массово публиковать авторов, которые были не известны у нас ранее или практически не переводились. Так вот история в ней начинается с того, что один рассердившийся на женщин проповедник Иезекиль Джошуа Таббер, возмущенный обществом потреблядства, проклинает все вокруг и размеренному обычному образу жизни всех людей на планете приходит конец. У всех женщин начинается страшная аллергия на косметику и все искусственное, синтетическое. Краска для волос становится жутким аллергеном. Перестают работать телеканалы и т. д. Старый мир погружается в шок, но получает шанс на обновление. Хотя мир об этом не просил. Тогда, читая эту книгу, я представил, что должен был бы сотворить в реальности тот, кто захотел бы переформатировать не только мир, но и людей, которые привыкли жить в таком мире. Меня интересовало, через что должен он пройти, чем пожертвовать и на какие компромиссы согласиться. Ну, и главный вопрос, который передо мной тогда стоял: а приняли бы люди новый мир? Ведь мы давно развиваемся в направлении, о котором не столько мечтаем, сколько считаем его правильным. Нас так учат, и прогресс мы зачастую воспринимаем как развитие технологий, а не эволюционирование общества в сторону культурных и гуманистических идей. Но что правильно для этого мира, если люди так и не научились ценить малое и дорожить тем, что имеют? Поэтому сегодня, с высоты прожитых лет и полученного жизненного опыта, я решил не замахиваться на глобальную переделку мира, а подумал о том, как бы я изменил культуру или отношение к ней в современной Украине, если бы обладал возможностями и силами это изменить.
Начнем с того, что я бы уничтожил Министерство культуры Украины. Выжег бы его, как выжег Господь Содом после бегства Лота с семьей. Потому, что министерство у нас есть, а вот культура в упадке. И виновато в этом, в первую очередь, министерство, которое культурой занимается исключительно номинально. Ведь, по сути, раздача званий «народных» и «заслуженных», выдача разрешений на застройку в историческом центре, распил бюджета на государственных программах и пафосные заявления — это то, на чем действительно сконцентрирована деятельность нашего Минкульта. Даже не представляю, как снимались во Франции Жан Рено и Ален Делон, не имея звания заслуженных артистов Франции. А представляете, чего бы смогла достичь Одри Тоту, если бы получила народного? Хотя в Голливуде эти звания не дают, а результат показывают. Видимо, вопрос не в званиях…

«Главный вопрос, который передо мной тогда стоял: а приняли бы люди новый мир?»

Затем я запретил бы все разговоры о языке в Украине на десять лет. Совсем запретил бы. И те, кто ослушался бы и начал спекулировать на эту тему, онемел бы. На десять лет. Строгого режима. А что делать? Мы же договорились изначально, что у меня есть силы и возможности. Поэтому все бы согласились со мной, что у нас один государственный язык — украинский, на нем обязаны разговаривать все госслужащие. На нем преподавание в школах и ВУЗах. Но в личной жизни говорите на каком угодно. И вот после этого моратория на языковую спекуляцию я бы запустил государственные программы по созданию и развитию качественного контента для детей. Что за контент?

По существу. Новый контент

Мультфильмы для дошкольников и школьников на украинском, детские фильмы и детские научно-развлекательные программы на украинском, украинская озвучка книг и компьютерных игр. Хотя нет. Игры оставил бы на английском, а на украинском только субтитры. Заодно и уровень английского бы у детей повышал. И снял бы я все налоги для книгоиздателей, которые издают книги на украинском языке, на 10 лет. Включая НДС. Создавать детский контент на украинском языке должно стать мегавыгодно. Потому, что одними законами ситуацию не исправить. А предлагая качественный детский контент на украинском языке, мы получим нужный эффект уже в ближайшие 10 лет.
Затем я бы начал популяризировать и создавать новые музеи. Начиная с того, что открыл бы запасники, и заканчивая тем, что делал бы виртуальные туры, озвученные известными и популярными людьми. Эти виртуальные туры помогли бы попасть в музеи тем, кто не любит, не может или не хочет покидать свое жилье. Но это бы приобщило их к миру прекрасного. Как говорится, не мытьем, так катаньем. А реальная мотивация прийти в музей появится тогда, когда коллекции из лучших музеев мира начнут приезжать в Украину. И деятельность Пинчук Арт-центра тому доказательство. Учитывая, что, по умолчанию, у меня есть чуть ли не богоподобная сила, то я договорюсь с Прадо, Помпиду, Орсе, Ватиканом, Лувром или галереями Нью-Йорка, и в городах-миллионниках Украины у людей появится возможность увидеть картины Уорхола и Ренуара, Рубенса и Матисса, Магритта и Шагала. А еще я бы вернул в обязательное школьное образование посещение музеев. Но не такое, каким было оно в моем детстве. Нет, не нудное хождение с экскурсоводом, который заунывным голосом бубнил заученный текст, а раздача детворе аудиогидов, которые озвучены популярными среди подростков персонами и наполнены интересной информацией. А еще я создал бы музеи оружия, автомобилей и тоталитаризма. Потому что первое и второе всегда интересно, а о третьем не стоит забывать. Призрак совка все еще бродит в обществе и никак не хочет сдохнуть. Поэтому такие музеи помогут развенчать мифы прошлого и не возвращаться к подобному в будущем.

«Зритель идет туда, где лучше игра актеров и лучше режиссура. А язык монологов в этом случае не является главной мотивацией»

Я начал бы строить театры в спальных районах. Потому что люди после работы имеют право сидеть не только перед телевизором, но и перед сценой, на которой играют как классику, так и модерн. И не надо принуждать озвучивать спектакли. В театр ходят за удовольствием и голосуют гривней. Зритель идет туда, где лучше игра актеров и лучше режиссура. А язык монологов в этом случае не является главной мотивацией. Как известно, на каждый товар есть свой покупатель. Но чтобы покупатель сделал выбор, у него должно быть, из чего выбирать. Я восстановил бы любительские театры. Потому что молодежь любит играть на сцене, и это лучше, чем тянуть пиво в подворотне. Избыток талант-шоу на телевидении подтверждает два предположения — у нас огромное количество талантливых людей и они хотят свою минуту славы. Людям надо дать возможность самореализоваться. Я недавно зашел в одну театральную школу вечером и был приятно удивлен. Более полусотни людей разных возрастов учились актерскому мастерству, играли этюды и записывали наставления преподавателя. Посмотрите на Лигу Смеха и студенческие капустники! Вполне возможно, что из таких любительских постановок «Сватовства по‑деревенски» Шоу или «Тевье-Тевеля» Шолом-Алейхема выйдут актеры, которые уйдут на большую сцену. Не факт, что получится, но попытаться стоит.

Библиотека для человека

Теперь перейдем к книгам. Вернее, к библиотекам. Я бы развивал в Украине виртуальные библиотеки. А заодно и другие онлайн‑сервисы, которые позволяли бы взять за небольшую плату фильмы, научно-популярные программы или аудиокниги в хорошем качестве. Потому что можно долго и нудно говорить о борьбе с пиратством, но чтобы народ от пиратства отказался, надо предложить альтернативу. И для упрощения доступа к этим ресурсам я бы развивал повсеместное интернет-покрытие. А те библиотеки, что остались бы в классическом варианте, я бы основательно переделал. На базе библиотек можно открывать самостоятельные культурные площадки, где устраивать выставки, концерты, мастер-классы и перформансы, необязательно завязанные на литературе. Кстати, в них же можно проводить и фотовыставки, благо фотоаппарат есть у каждого в смартфоне, а фотографии у аматоров иной раз получаются не менее впечатляющие, чем на профессиональной технике. Выражение «потому что тишина должна быть в библиотеке» в современном мире изжило себя вместе с бумагой.

pic: Елена Стельмах

Если мы говорим о современной культуре, то современный культурный человек — это образованный человек. А значит, возвращаемся к лекториям и популяризаторам науки. И ориентированы они должны быть на возраст от 6 до 96. Потому что одним стоит рассказать о том, какие чудеса предоставляют своим пользователям современные телефоны, а другие хотят знать все о теории черных дыр или узнать краткую историю человечества с точки зрения профессора Харари. Кроме того, такие музеи науки, как Эксперементаниум в Киеве или CosmoCaixa в Барселоне показывают востребованность подобных площадок у людей любого возраста. Я не раз наблюдал, с какими восторгом двенадцатилетние на равных с сорокалетними постигали законы физики и химии на практике в таких местах. А кроме того, это прекрасный вариант времяпрепровождения для всей семьи. Это один из моментов, когда люди забывают о своих телефонах и планшетах, вырываются из социальных сетей и заново постигают забытое умение общаться без гаджетов. И это правильный вектор, с моей точки зрения.
А как обойти национальные танцы и умение петь, когда мы начинаем говорить об украинской культуре? И не надо о них забывать. Их надо развивать. Недавно мне довелось слушать рок‑симфонию в исполнении украинского симфонического оркестра. Выходя после концерта и идя в толпе, я обратил внимание, как обсуждали зрители увиденное и услышанное. И многие не верили, что это отечественный коллектив. Мы сами не представляем, насколько талантливы, и загоняем свою самооценку на уровень плинтуса. Так вот я бы дал финансирование нашим этноколлективам. Когда в Киев приезжают с концертами грузинские коллективы, которые танцуют национальные танцы, то аншлаг обеспечен. Когда приезжает грузинский хор, то результат такой же. Почему? Потому что это зрелищно, красиво и талантливо.

Культурная дипломатия

Я очень люблю грузинскую культуру, но считаю, что мы можем достичь не меньшего, а культурная дипломатия должна стать нашей визитной карточкой. И когда в Париже, на Марсовом поле, в Тель-Авиве в парке Ха-Яркон, в Нью-Йорке, в Централ-парке пройдут дни культуры Украины, на которых выступят наши отечественные танцевальные и певческие коллективы, то можно будет сказать, что мы на правильном пути.
Культурная дипломатия — это хорошо, но надо думать о культурных продуктах, которые рассчитаны на внутренний рынок. Общество любит героев. Исторических и реальных. Но кого мы можем предложить как героя? Кто не будет спорной фигурой? С этим все сложно. А общество жаждет героев и требует «дайте их, дайте!». Поэтому я бы аккуратно подобрал несколько персон и занялся бы их поэтапной легендаризацией. И надо торопиться. Россия, не сильно церемонясь, крадет нашу историю. Три богатыря — это герои российских мультфильмов. Князю Владимиру поставили уже памятник в Москве и сняли про него фильм. Анну Ярославну тихо попытались скрымздить, но получили громкий скандал. Поэтому надо торопиться и столбить свои темы. Кого бы я видел в кандидаты на роль исторических героев Украины? Безусловно, это Гетьман Мазепа, о котором писал даже Байрон. Эта история была бы хорошо принята не только в Украине, но и в Европе. Образ первого лидера Украины, который попытался уйти прочь от Москвы, и то, что русская церковь предала его анафеме, лишь сыграло бы нам на руку и помогло бы его героизации. Из него получился бы прекрасный романтический герой. А его историю можно чуток отредактировать. Как известно, современный кинематограф это позволяет. Кроме Ивана Мазепы я раскручивал бы еще Григория Сковороду, Нестора Махно, Ярослава Мудрого, Ивана Поддубного, Соломию Крушельницкую, Терещенко и Гоголя. Кстати, о последнем в РФ уже сняли фильм. Фильм отстойный, но образ они ему придумали правильный. С налетом мистицизма. И самое главное, я переработал бы образ Тараса Шевченко. Избавил бы от камерности и тяжеловесности, но очеловечил бы его и показал как личность, а не только как икону украинской поэзии. А для детей можно взять Котигорошка. Им понравится. Осталось все это сделать.

«Кроме Ивана Мазепы я раскручивал бы еще Григория Сковороду, Нестора Махно, Ярослава Мудрого, Ивана Поддубного, Соломию Крушельницкую, Терещенко и Гоголя»

Что уже сделано, так это Цирк Солнца. Вернее, он называется Cirque du Soleil. И в нем работает немало украинцев. Я бы попробовал реализовать подобный проект в Украине. Хотя что значит попробывал бы? Я бы сделал! Таланты есть, а возможности найдутся. Я видел, какой аншлаг круглый год собирают их выступления в США. Уверен, что это стало бы еще одной нашей изюминкой, которая бы привлекла туристов в Украину. А если говорить о туристах, то тут у нас неразработанный пласт. Выставки, концерты, фестивали, мероприятия по типу «Октоберфеста» или Burning Man привлекают и мотивируют туристов к посещению стран, в которых это проходит. Но пока наш «Сорочинский ярмарок» — это лишь местечковая забава, и чтобы он действительно трансформировался в событие международного масштаба, нужно немало сделать. И это, кстати, крайне реально. Кроме того, такие направления, как зеленый туризм, индустриальный туризм, религиозный туризм, исторический туризм или спортивный туризм сейчас очень востребованы в мире и легко реализуемы в Украине. Тут даже не помощь государства нужна, а просто не мешать тем, кто готов и хочет это развивать.

Внутренний туризм

А вот чтобы я развивал особенно тщательно, так это внутренний туризм. Украина красива и многообразна, а у нас более 40% населения НИКОГДА не выезжали за пределы области. Это ли не предпосылки для раскола Украины, который россияне разыграли на Донбассе. Кто из тех одурманенных идиотов, что кричали о «бендеровцах», бывал ранее во Львове или Яремче, в Трускавце или Франковске, в Тернополе или Ужгороде? Очень малое количество. Но они легко поверили в рашистские страшилки. Почему? Потому что большинство никогда там не было и не видело, что на Западной Украине живут такие же люди. Глупцы привыкли верить телевизионной пропаганде. Поэтому надо налаживать внутренний туризм. И учить людей верить своим глазам, а не зомбоящику. Благодаря школам и вузам, благодаря ротации конференций и семинаров по всей Украине, через создание интересных маршрутов и хорошей инфраструктуры надо развивать это направление. Чтобы люди приезжали и им хотелось вернуться вновь и вновь. Чтобы они хотели рассказывать своим друзьям и знакомым о том, что увидели, и зажигали бы в тех желание путешествовать по Украине. На поезде, машине, велосипеде. Но путешествовать. Главное, чтобы было не только кому и куда ездить, но и чтобы было на что смотреть.
И уж если мечтать о том, что я могу влиять на культуру по максимуму, то я бы повлиял на культуру общения. А с этим у нас проблема. Привычка к тому, что есть два мнения в споре — мое и неправильное, приводит к абсолютной потере культуры спора и диалога. Как это исправить? К культуре диалога надо приучать с детства. Необходимо не только уметь отвечать оппоненту, но и научиться слушать. И слушая слова, понимать заложенный в них смысл. Людей нужно учить выступать перед аудиторией. Учить с детства, как учили ораторскому искусству в Древней Греции или в современных США. Искусство диспута — это не только умение убеждать кого‑то в своей правоте или талант отстаивать свою позицию, но еще и опыт поиска истины или компромисса в споре. Необходимо отойти от крайности, которая активно насаждается, где аксиомой является прин­цип «Кто не с нами, тот против нас». Нам необходима новая парадигма — «Кто не враг, те с нами». И тогда главным становится умение уважать чужое мнение, которое не противоречит современным демократическим ценностям и не несет угрозы государству. И вот тут «Зерно богоподобной силы» мне бы очень пригодилось. Ведь убедить людей в том, что у жизни не только два цвета — крайне тяжело. Нас всех многие годы учили, что есть лишь белое и черное, а полутона различают лишь единицы. И меняться хотят далеко не все. Привычка — страшная штука.
Все это лишь часть фантазий на тему, что бы я сделал, если б мог реально повлиять на все вышеперечисленное, и как бы изменил отношение к культуре в Украине. И если отбросить все утопические идеи вроде «богоподобной силы», то запустить процессы и сделать почти все названное мною ранее не так уж и сложно. Нужно только хотеть это делать и понимать, что ты хочешь жить в Украине. А раз хочешь жить тут, то и создавать все это надо. И не завтра, а уже сегодня. Без всяких если…