Он — участник одной из самых важных групп в истории современной тяжелой музыки. Кто-то называет этих музыкантов отцами, кто-то — праотцами постметалла, они же — не теряют время на штампы и ярлыки, а играют концерты, которые режут пространство окружающего мира своей жесткостью и нежностью. Neurosis всегда стояли особняком, потому что считались только с собой и шли за свои сердцем. Эклектика их музыкального коктейля способна насытить даже самую изощренную фанатскую душу. Честность и правда, уверенность в своих действиях — все это сделало свое дело. Клавишник команды и по совместительству звукоинженер Ной Ландис ответил на насущные вопросы.
ШО Как прошел ваш тур?
— В данный момент я дома, но тур по Японии стал потрясающим опытом. Мы играли вместе с нашими друзьями из Converge, поэтому преобладала дружеская атмосфера. Публику очень впечатлило, что сразу две группы такого масштаба оказались на одной сцене. Для Neurosis это было примечательно, так как прошло почти двадцать лет с момента нашего последнего выступления в Японии. Еще у нас был выходной в Киото, где мы посетили древние храмы. Это очень энергетически мощные места, их я запомнил навсегда.
ШО Будет ли новый материал Neurosis и что это вообще будет?
— Мы собирались несколько раз с одной-единственной целью — написание нового материала. Мы живем в разных штатах США, поэтому координируем наши путешествия, чтобы организовать творческий процесс. Записываем все свои идеи и опираемся только на них. Пока это песенные наметки, но вскоре мы начнем воплощать их в жизнь.
ШО Neurosis окрестили отцами постметалла, как вам такое определение?
— Мы никогда не уделяли много времени изучению ярлыков и жанров, которые нам приписывают, на нас навешивают. А всегда четко следовали собственному пути и музыкальному духу. Хорошо, что нас так называют. Лично меня называли порой очень плохими словами.
ШО Что вы не любите в современной музыке?
— Едва ли за определением «современная музыка» есть что-то конкретное, что мне может не нравиться. Существует, к примеру, много старинной музыки, которая мне не нравится. Для меня главное — верю я музыкантам или нет. Группа может звучать музыкально так, как я люблю, но если я им не верю, музыка лишь удивляет меня, не более. Это все подделка, и она теряет меня как слушателя. И с другой стороны, музыка может быть ужасна во многих технических или продюсерских смыслах, но если это эмоционально честно, то приковывает мое внимание и интерес. Честность — самая важная для меня вещь в музыке. И в жизни.
ШО Экзистенциализм в музыке — как его найти?
— Я не уверен, что точно понимаю смысл вопроса, но, возможно, я ответил на него в предыдущем вопросе? Экзистенциализм для меня — это частичная непонятность или абсолютная понятность жизни. Почему мы здесь, почему мы страдаем внутренне и внешне, кто мы на самом деле (я, ты, мы)? Я думаю, что выразил все это в своей музыке в разные временные периоды, в разном возрасте. Когда я был молодым, то выражал все через тоску и гнев. С возрастом приходит понимание и созерцание, что также проявляется в нашей музыке. Жизнь, любовь, время, потери, дух, внутренние и внешние обстоятельства и то, как это все отражается в наших сердцах. Об этом говорит в своей музыке Neurosis.
ШО Андеграунд — судьба или стиль жизни?
— Андеграунд это не судьба. Это то, что вы выбираете. Оно не выбирает вас. В жизни есть определенные события, которые могут быть судьбоносными, превращающими нас в людей, выбирающих андеграунд. Это могут быть трудности, с которыми мы боремся и которые меняют нашу жизнь. Тогда люди ищут и находят друг друга в андеграунде и тем самым формируют тип сообщества и пласт культуры. Во многих случаях это стиль жизни с точки зрения людских предпочтений, однако все гораздо глубже. Я думаю, все коренится в чувствах неудовлетворенности и экзистенциального беспокойства.
ШО Что для вас значит эклектика в музыке?
— Если я где и нахожу эклектику в музыке, так это в историях. Они делают музыку убедительной для меня. Neurosis на самом деле не рассказывает отдельные истории своей музыкой. Мы создаем одну большую историю. Она — о духовных нитях, которые нас сдерживают и за которыми мы тащимся. Я очень люблю и ценю музыку, которая рассказывает истории, и мне нравится погружаться в них как в чужой жизненный опыт — через музыку. Может звучать банально, но для меня это действительно способ отправиться в разные места и времена и почувствовать ощущения других людей. Это одна из вещей, которые мне больше всего нравятся в музыке.
ШО Как часто вы думаете о смерти?
— Раньше я думал о смерти чаще, чем делаю это сегодня. Может быть, в этом всем нет правды. Мысли о смерти возникают преимущественно в связи с умершими людьми, пропавшими из моей жизни, людьми, с которыми я был близок, был чем-то связан и заботился о них. Но в тоже время надо признать, что воспоминания об этих людях так или иначе живут во мне. Честно говоря, последний год был очень важным в моей жизни. Это был год трезвости. Самая важная для меня работа сегодня — сосредоточение на жизни. Доброта и сострадание к себе и другим. Это намного существеннее, чем переосмысление смерти. Я просто хочу сказать о том, что распространенное мнение, будто творчество Neurosis повествует о самых мрачных вещах, является заблуждением. Наша музыка — о свете.
ШО Расскажите о лейбле Neurot Recordings, как он сейчас развивается?
— Neurot Recordings развивается обычным, краткосрочным, медленным, трепетным, скромным образом. Мы вынуждены планировать и работать над релизами, особенными для нас. Я принимал активное участие в недавнем переиздании музыки своей старой панк-группы Christ on Parade, а в последнее время был занят в переиздании альбома Neurosis & Jarboe. Для обоих релизов мы нашли оригинальные аналоговые ленты и ремастировали их с Бобом Голденом из Shellac. Стив фон Тилл занимается повседневной работой, и мы оба очень рады релизам группы Deafkids. Они уникальные, это психоделическая панк-нойз-группа из Бразилии. Мы будем делать с ними совместное шоу летом.
ШО Сотрудничество со Стивом Альбини — насколько это интересно?
— Работа со Стивом Альбини была хорошим опытом, я очень благодарен ему. Работая студийным инженером, я узнал много полезных вещей о том, как делать студийные записи. Самым полезным для меня стало то, что я узнал о ментальном подходе — какова цель, как остаться на ходу, чтобы доверять своим ушам и своему выбору, чтобы не проходить кроличьи норы и не теряться в десяти тысячах способов изменить звук чего-либо. Я смог применить все эти навыки, когда сводил в прошлом году альбом группы Sleep. Быть другом Стива Альбини — тоже награда. Это личность, которая руководствуется нравственными принципами и ценностями. Он очень эрудированный, но меня лично впечатляет в этом человеке то, что он знает, как действовать правильно. И забавно! Я счастлив, что знаю этого умного и достойного человека.
ШО Что вы знаете об Украине? Хотели бы приехать сюда?
— Прошу меня простить, но я очень мало знаю об Украине. Я знаю лишь, что она вызвала обеспокоенность мирового сообщества в связи с агрессией России на приграничных к ней территориях. Также не буду притворяться, что знаю всю правду об этом: могу лишь представлять, насколько это сложно в социально-политическом плане для вашей страны. Также могу представить, как много у вас хороших людей и ярких культурных отличительных особенностей. Я бы очень хотел посетить Украину. Берегите друг друга!
«ШО» о собеседнике
Ной Ландис — клавишник калифорнийской группы Neurosis. Также является участником групп Tribes of Neurot, Blood and Time, был вокалистом в Blister. Один из основателей лейбла Neurot Recordings. Сотрудничал с легендарным и знаковым саундпродюсером Стивом Альбини. Работал как звукорежисер со многими группами. В 2018 году работал вместе с культовым коллективом Sleep над альбомом The Sciences.
Слушать: https: / / neurosis.bandcamp.com /