Живописец Дино Валлс (Dino Valls) давно на короткой ноге с философией, латинским языком и искусством эпохи Возрождения. Он живет в Мадриде три десятка лет, хотя вырос в Сарагосе, где выучился на хирурга. «ШО» не мог не поделиться впечатлениями о том, как Дино Валлс препарирует свои воспоминания о прошлых жизнях, и задать художнику несколько вопросов о магическом реализме его нынешнего бытия.
ШО Ваше творчество — это современное искусство без приставок?
— Мы можем заниматься только современным искусством, хотя многие художники наших дней копируют работы старых мастеров. Я занимаюсь творчеством, не привязываясь ко времени; идеи моих работ рождаются в сознании современного человека, значит, они могут быть классифицированы как современное искусство.
ШО Могли бы вы рассказать о персонажах и символах в ваших работах? Что это? История вашей жизни, история человеческого прошлого или история вашего воображения?
— Я не использую реально существующие или существовавшие характеры, персонажи рождаются в воображении. Они являются визуальными представлениями архетипов нашего коллективного бессознательного, наших страхов, желаний и инстинктов, а также вечного вопроса о нашем существовании в этом мире.
«Искусство не должно быть волшебством, но всегда должно быть связью между двумя мирами: рациональным и иррациональным»
ШО Считаете ли вы, что художник сотрудничает с божественной силой, которая помогает ему работать? Или тяжелая работа может стать основой для творчества и тонкие материи должны быть исключены из творческого процесса?
— Только с тяжелой работой, которая превращается в мистическое действо, можно наладить интенсивный поток творчества, исходящий из нашего бессознательного. Это трансцендентная функция активного воображения, в концепции Юнга. Некоторые люди называют это вдохновением, голосом муз, божественным (или безумным) проявлением…
ШО Вы обращаете внимание зрителя на магию живописи XV века. Можно ли сказать, что это волшебство присутствует в современном искусстве?
— Искусство не должно быть волшебством, но всегда должно быть связью между двумя мирами: рациональным и иррациональным.
ШО Чем вы специально окружаете себя во время работы для того, чтобы прочувствовать эту связь миров?
— Когда я готовлюсь к работе над новой картиной, то изолирую себя от внешнего мира настолько, насколько это возможно, чтобы заглянуть на самое дно моей души. На протяжении нескольких дней я могу находиться в состоянии, которое похоже на одержимость. Делая десятки эскизов, я очень чутко слежу за образами, которые появляются передо мной, формируя из них произведение.
«Я пытаюсь иррациональное наполнить смыслом, а в окружающую реальность добавить фантасмагории»
ШО Что вам дает силы для творческой реализации?
— Я пытаюсь иррациональное наполнить смыслом, а в окружающую реальность добавить фантасмагории. Это мой способ поиска смысла жизни.
ШО Жизненные и творческие перспективы меняются с течением времени. Насколько изменились ваши убеждения и цели с того момента, как вы начали заниматься живописью?
— Жизнь меняет нас, даже если мы сохраняем постоянную и неизменную внутреннюю основу. Искусство является глубоко искренним проявлением художника, манифестом, который поддерживает этот непрерывный поток изменений, потому что искусство — это проекция души автора.