В мировой прокат вышел военный трагифарс «Донбасс» Сергея Лозницы.
«Сынок, давно ждешь?» — спрашивает беспокойная старушка у привязанного к столбу украинского пленного. Старушку беспокоит общественный транспорт, который ходит с перебоями, и она об этом. Она не видит, что человек привязан, что у него на шее украинский флаг и ссадины на лице. Не понимает, что пленный. Ей бы побыстрее добраться из пункта, А в пункт Б. Эта славная старушка — главное кривое зеркало, отражающее не только жителей Донбасса.
Фильм уже выдвинут на премию «Оскар» от Украины (сложно говорить о шансах на успех, но это первое адекватное оскаровское решение с нашей стороны за годы независимости) и успел получить в Каннах режиссерский приз параллельного конкурса «Особый взгляд» — «за пронзительный взгляд на войну на его родине, в Украине».
Фильм, который граждане России не видели и неизвестно, когда и как смогут это сделать, уже заклеймен как русофобский и клеветнический
Сергей Лозница родился в Барановичах Белорусской ССР, учился в Киевском политехе, московском ВГИКе, работал в Санкт-Петербурге, с 2001 года живет в Германии. «Донбасс» снимался в копродукции (Германия, Украина, Франция, Нидерланды, Румыния), территориально — в Кривом Роге. В октябре начался мировой прокат, официального запрета на показ в России вроде бы нет, но о прокате, конечно, речь не идет. Фильм, который граждане России не видели и неизвестно, когда и как смогут это сделать, уже заклеймен как русофобский и клеветнический. «Поделка С. В. Лозницы не может не вызывать отвращение своим демонстративным, нагло выставляемым напоказ, откровенно расистским русофобским зарядом в худших нацистских традициях. Трудно представить, что творится в душе человека, который с таким смаком изображает жителей Донецкой и Луганской народных республик в виде уродливых, грубых, агрессивных и умственно неполноценных персонажей». (Из комментария посольства России в Австралии в связи с выходом «Донбасса» в австралийский прокат.)
Работая над картиной, Лозница отсмотрел десятки «новороссийских» репортажей и видеосюжетов, некоторые взял за основу, какие-то отыграл почти буквально
С. В. Лозница начинал с документального кино, «Донбасс» — его четвертый игровой фильм, в работе над которым он, по его словам, отталкивался от «Призрака свободы» Луиса Бунюэля. Структурно бунюэлевская картина представляет цепь эпизодов с переходящими героями, одни исчезают, появляются новые, в финале за кадром скандируется: «Долой свободу!» Философски трагифарс Лозницы — тоже о призрачности свободы, о неготовности к ней, непонимании и страхе перед осознанным выбором, о поразительном умении не замечать очевидного. Конкретно — о конкретной войне.
«Ты мне только одно скажи! Только одно! Кто тебя сюда послал?! Кто тебя послал?!« — допытывается другая беспокойная старушка у украинского пленного. Работая над картиной, Лозница отсмотрел десятки «новороссийских» репортажей и видеосюжетов, некоторые взял за основу, какие-то отыграл почти буквально. Например, киношная свадьба Анжелы Купердягиной и Ивана Яичницы — это реальная свадьба ополченки Куклы и ополченца БМВ. «Праздник любви и молодости!» — как заметила модераторша свадебной церемонии в исполнении любимой кирымуратовской актрисы Натальи Бузько.
В «Донбассе» много издевательского юмора, от которого, впрочем, не смешно, все гипертрофировано, утрировано и абсурдистски перекошено, но это королевство кривых зеркал не столько художественно искажает реальность, сколько максимально воспроизводит. Православные ходоки, которым нужно три мерседеса, чтоб поразвозить мощи преподобных, благословляя на ратный подвиг рыцарей Новороссии, засланные казачки, бандюки всех видов и мастей, озверевшие мирные жители, перепуганные жлобы, малахольные предводители, волшебная чета Яичниц как эмблема ДНР. Современная жизнь настолько шире литературы, что никакой гротеск и великий сарказм вечной классики уже не в силах ее отразить. Гротеск давно утратил силу художественного приема, абсурд стал нормой. Реальность рулит. Привет Гоголю от Моголя. Наше вам с кисточкой! «Донбасс» порожняк не гонит.
Не тонкое, а лобовое кино. Бьет по лицу. Хотя в основном, конечно, по морде
Крепкий, тщательный сценарий, потрясающий кастинг, смотришь, как в окно. И маловероятный финал вовсе не нарушает достоверность и подлинность, а вполне логичен для этого шабаша любви и молодости. Лозница беспощадно тотален и не оставил ни единой щели, в которую мог бы пробиться луч надежды. Ничего никому не светит в этой тьме, и глядеть непрерывно в дробящиеся кривые зеркала — невыносимо. Урод на уроде, уродом погоняет, свиные рыла вместо лиц. Где люди? Люди где? Люди, в общем-то, везде. Люди как люди. В целом напоминают прежних. Квартирный вопрос только испортил их. Самое неприятное, что «Донбасс» — это очень человеческая история, а не политическая. Не тонкое, а лобовое кино. Бьет по лицу. Хотя в основном, конечно, по морде.