М.: Фантом пресс, 2019
Если предыдущую страницу Дозора оккупировали гомосексуалы, то эту захватили авторы, адресующие свои тексты массовой аудитории. Дебютный роман Мараис, канадской писательницы с южноафриканскими корнями, стал международным бестселлером. В нем рассказывается о событиях в Йоханнесбурге в 1976‑м, в том самом году, когда Мараис появилась на свет. Тогда протесты против обязательного перевода школьного обучения на африкаанс перешли в вооруженные беспорядки, и случайными жертвами волнений стали родители девятилетней Робин. Девочку забирает к себе тетя, но одновременно зарабатывать деньги и воспитывать сироту-племянницу у нее не получается. Так у Робин появляется чернокожая няня Бьюти. Их отношения становятся лейтмотивом романа.
Родители Робин были оголтелыми расистами, и ей не сразу удается отвыкнуть от замашек белой госпожи, но Бьюти, 50-летняя учительница с хорошо развитым чувством собственного достоинства, умеет за себя постоять. У Бьюти своя история — она разыскивает в городе старшую дочь Номсу, оставившую учебу в университете и ушедшую в подпольную террористическую группировку. Вот что важно: при всей ненависти к апартеиду и симпатии к справедливой борьбе чернокожих африканцев за свои права Мараис не одобряет насилия. Вполне очевидно, что писательница разделяет взгляды Бьюти, а не Номсы.
Тенденция, однако: в последнее время в русских переводах появился целый ряд романов о межрасовых, межэтнических, антиколониальных конфликтах в странах Африки. Тут и «Половина желтого солнца» Чимаманды Адичи, и «Маленькая страна» Гаэля Фая, и «Всеобщая теория забвения» Жузе Эдуарду Агуалузы. «Пой, даже если не знаешь слов» в этом ряду, пожалуй, самый простодушный и политкорректный. В своей книге Мараис выступает не только против расовой дискриминации белыми черных, но и против зеркального расизма черных в отношении белых, против политического экстремизма, против любых проявлений фундаментализма. Есть у нее пассаж и в защиту геев, за что писатели с предыдущей страницы Дозора наверняка будут ей благодарны.