М.: Фантом пресс, 2019
Тут мы проклятых русских опередили: этот же сборник рассказов под названием «І раптом стукіт у двері» вышел у нас еще три года назад. Правда, есть нюанс: Андрей Бондарь делал перевод не с оригинала, а с английского перевода, а вот Линор Горалик переводила с самого что ни на есть иврита, и это совсем другой коленкор.
Керет тогда приезжал на Книжный арсенал, я брал у него интервью и не преминул спросить, чего это вы, Этгар, романов не пишете? Подозреваю, что этот вопрос ему уже задавало человек стопиццот и ответ был старой домашней заготовкой. «Каждый раз, начиная писать свою очередную историю, я думал, что создам свой первый роман, — заявил Керет с серьезной миной, — но через пару страниц моего героя сбивал автобус».
Большинство рассказов у него и впрямь совсем короткие, страниц на пять-шесть. Есть и исключения: «В последнее время у меня как раз стоит» потянул на семнадцать, но вы же понимаете, это тема серьезная, нужно было рассмотреть ее как следует. Про автобус, ясное дело, шутка: трагические истории у Керета редкость, равно как и законченные. Его тексты — не новеллы, а скетчи, летучие зарисовки, всегда с тонким юмором, бесконечно далеким от стендаповских панчей. Зачастую в них присутствуют нотки абсурда, которого в нашей повседневности до хрена и больше, надо только уметь выцепить. Керет умеет, как мало кто еще, за то и любим.
Он замечательно рассказывает небылицы. Не в том смысле, что придумывает нечто фантастическое, а в том, что производит в реальности некий сдвиг, забавный фокус-покус, отчего она вся такая аж искрится. Скажем, в первом, заглавном рассказе сборника, к автору один за другим вламываются непонятные люди с оружием и требуют немедленно сочинить для них какую-нибудь историю. Так муки творчества обретают плоть, внешность, характер и даже отчасти судьбу.
А вот герой рассказа «С закрытыми», постоянно предается фантазиям, которые занимают его гораздо больше, чем подлинная жизнь. Думаю, в поисках идеи для этого текста Керету далеко ходить не пришлось: в качестве прототипа он взял себя самого. Только с небольшим сдвигом, как же без него.