М.: Эксмо, 2020
Вот и упомянутая выше Маргарет Этвуд, вот и еще один сиквел. Канадская писательница долго запрягала: «Заветы» — это продолжение «Рассказа служанки», вышедшего, страшно сказать, аж 35 лет назад, зато резво поехала, прямо к Букеровской премии. Этвуд призналась, что взяться за второй роман о Галааде ее вдохновила удачная экранизация первого, одноименный телесериал из 36 эпизодов. Антиутопию об отвратительной диктатуре нужно было довести до конца.
Галаад, вдруг кто не помнит, это тоталитарное государство, возникшее в не слишком далеком будущем на территории Новой Англии после распада Соединенных Штатов. Там господствует протестантский фундаментализм, социум выстроен по жесткому кастовому принципу. Грубо говоря, это такой уродливый гибрид из Оруэлла, Ким Ир Сена и Талибана, только с Иисусом на знамени. Характерно, что родная для Этвуд Канада осталась демократической. Там базируется организация, координирующая подпольную борьбу с христианской тиранией.
Галаад — патриархальная мужская диктатура, но мир романа сугубо женский, мужчины здесь играют роли второстепенные и вспомогательные. В «Заветах» три героини-повествовательницы: фигурировавшая в «Рассказе служанки» Тетка Лидия («Тетка» в Галааде не степень родства, а название чина / сословия), юная галаадка Агнес и Лили, девушка из Канады. К середине книги Этвуд раскрывает карты: читатель узнаёт, кто Лили на самом деле, как она связана с Агнес и каким образом Лидия из отрицательного персонажа превратилась в положительный.
«Заветы» для Этвуд — роман и типичный, и не очень. Тематика у него вполне этвудовская: женская эмансипация, сопротивление мужскому насилию, напоминание о том, что свобода — штука хрупкая и даже такой ее оплот, как США, не застрахован от краха. В то же время столь явного примата действия над рефлексиями ни в одной книге Этвуд я не припомню. Порой кажется, что она писала не литературное произведение, а сценарий для будущей экранизации.
А еще кажется, будто в 2019‑м «Букер» дали за «Заветы» прежде всего потому, что не дали за «Рассказ служанки» в 1986‑м.