М.: Эксмо, 2020
Люблю совпадения. В нынешнем Дозоре их полным-полно, и вот вам еще одно: в «Безмолвии девушек» Пэт Баркер обращается к тому же сюжету, что и Мадлен Миллер, только не в «Цирцее», а в своем первом романе «Песнь Ахилла». Вспомните «Илиаду»: описанный в начале поэмы гнев Пелеева сына вызван его конфликтом с предводителем ахейского войска царем Агамемноном, отобравшим у Ахилла его любимую наложницу Брисеиду. Ахилл, чья боевая мощь равна силе приблизительно половины греческих воинов, отказывается сражаться, и осада Трои оказывается под угрозой срыва.
В отличие от американской, британская писательница (между прочим, букеровский лауреат и автор полутора десятков книг, но до сих пор у нас почти не известная) решительно меняет ракурс. В ее романе рассказчицей выступает та самая Брисеида, обращенная в рабство илионская девушка, существо совершенно бесправное и не слишком разбирающееся в тонкостях отношений между ахейскими царями. Да, волею судеб она сыграла одну из ключевых ролей в Троянской войне, но роль эта была сугубо пассивной. От поведения Брисеиды не зависело ровным счетом ничего.
По сути все новое-интересное, чем может дополнить гомеровский эпос покорная чужой воле наложница, не выходит за пределы покоев Ахилла. Брисеида рассказывает о его вспыльчивости и отходчивости, упрямстве и рассудительности, воинских доблестях и музыкальных способностях, сложных отношениях с матерью, богиней Фетидой, безмерной, не лишенной сексуальной составляющей, любви к Патроклу и странной, будто ограниченной одной лишь сексуальной составляющей, привязанности к ней самой. Главным героем романа, как ни крути, оказывается не Брисеида, а Ахилл.
Еще можно порассуждать о природе чувств, которые рабыня испытывает к своему господину. Любовью их, пожалуй, не назвать, но вот сильной привязанностью и глубокой преданностью — вполне. Характерно, что чувства Брисеиды ограничены рамками ее функций. Удел ее — покорное безмолвие, безмолвная покорность, ничего более. Личность в ней видит только Патрокл, так ведь и того быстренько убили.