М.: Фантом пресс, 2019
А вот на этой странице у нас будет литературка попроще, почти попса. Правда, с оговорками: слог-то легкий, да содержание тяжеловатое; оба романа связаны с войной. Любопытно, что в обоих случаях жители автономий написали о чужих странах: действие книги валлийского прозаика Ридиана Брука происходит в послевоенной Германии, а каталонец Рафел Надал посвятил свой роман событиям 1918–1945 годов в Южной Италии. Еще вот что важно: несмотря на военный антураж, обе книги — самые настоящие мелодрамы.
1946 год. Британский полковник Льюис Морган назначен временным губернатором Гамбурга, к нему приезжают жена и сын, которых он не видел несколько лет. Семью поселяют в доме местного архитектора Люберта. Вообще-то в этой ситуации Люберт должен временно оставить свое жилье, но Льиюс, человек совестливый и порядочный, позволяет немцу и его дочери-подростку остаться. Полностью сосредоточенному на работе Льюису и в голову не приходит, что у его супруги Рейчел может возникнуть к Люберту какое-то чувство, помимо плохо скрываемой ненависти. А оно, поди ж ты, возникает.
«Последствия» — роман отнюдь не глупый и весьма актуальный, Брук навязал в нем немало хитромудрых психологических узлов. Как победителям надлежит относиться к побежденным? Распространяется ли принцип коллективной вины на одного отдельно взятого архитектора, не запятнавшего себя сотрудничеством с нацистским режимом? Откуда в Рейчел иррациональное чувство к Люберту, чего в нем больше, обиды на зачерствевшего от войны мужа, тоски по новым романтическим отношениям, раскаяния за жесткость и предвзятость к немцу, ставшему приживалой в собственном доме? Как быть со связавшейся с неонацистами дочерью Люберта, кто она вообще: запутавшийся ребенок или заклятый враг?
При этом слог романа очень уж незатейлив, драматургия прямолинейна, а от высокопарных пассажей может подташнивать. Впрочем, это еще ничего, главное, не смотрите экранизацию «Последствий» с Кирой Найтли в роли Рейчел. Найтли-то хороша, вот только в киношных «Последствиях» от книжных ничего кроме слезливой мелодрамы не осталось.