М.: Эксмо, 2019
Неожиданная книга. Не сама по себе, а потому что ее, вот такую, сочинил Сухбат Афлатуни, он же Евгений Абдуллаев, русский писатель из Ташкента. Предыдущий его роман, «Поклонение волхвов», был толстенной полуфантастической сагой, охватывавшей время в полтора столетия и пространство от реального Петербурга до вымышленного среднеазиатского Дуркента по горизонтали да еще и с выходом в космос по вертикали. «Рай земной» — куда меньшего объема, камерный и сугубо реалистический. Азии в нем нет — есть неназванный город на северо-западе европейской части России, близ которого в сталинские времена расстреляли поляков. Есть историки, стремящиеся сохранить память о жертвах террора, и чиновники, которые эту память уничтожают.
Главную героиню зовут Плюшей, и она точь-в-точь как та плюшка — мягкая, теплая, простоватая, ничем не примечательная. Афлатуни прослеживает ее жизненный путь от юности до поздней зрелости, хотя какой там путь — сплошное топтание на месте. Плюша не вышла ни умом, ни талантами, ни удачей, но имеется в ней какое-то грустное обаяние, робкая человечность. Единственная Плюшина подруга Натали — полная ее противоположность и по сложению (высокая, костлявая), и по характеру (резкий, взрывной, упрямый), и по социальной роли (они как Обломов со Штольцем). «Рай земной» вообще очень русско-классическая книга, местами она напоминает не только Гончарова, но также Гоголя, Чехова, Лескова.
Важную роль в романе играют фрагменты записей Фомы Голембовского, поляка, ставшего православным священником и написавшего «Детское Евангелие», где в образах Христа и апостолов представлены дети. Вообще «Рай земной» во многих отношениях — роман христианский, только сакральный мотив звучит в нем не настойчиво, а приглушенно, на уровне обертонов. Зато ключевая фраза обнаруживается на первой же странице: «Про одну монахиню рассказывали, что она была незлобива и не имела никакой привязанности к земному. Когда при кончине явился к ней ангел смерти, старица попросила: „Не забирай меня, я и здесь всем довольна“. Она и на земле переживала рай».