Станислав Бельский
Книга возвращений
Днепр: Герда, 2021
Бельский называет эту книгу самой авангардной из всех своих авангардных.
В таких текстах поначалу пытаешься уловить логическую связь: «там где окончился человек / затрапезная безделушка» — человек ли затрапезная безделушка или в месте его окончания находится затрапезная безделушка. Потом грамматическую: «ибозвучание как животное листопада: будущий махаон пьет из слоящейся фразы» — после двоеточия должен разворачиваться смысл первой части предложения. Но такие иллюзии — поэтическая уловка. Поэтому просто отдаешься чистому наслаждению словарем, таинственным сочетанием слов вроде «негритянской бороздки» или «переменчивой рукояти». Все в этом мире зыбко, и тем он манящ. Населяют его «опылители случайных вагонов», «черчилли парового панка», «хахангелы чеширские», «осушенные акробаты», и какой‑нибудь «слепец подорожный» выглядит данью реализму, как и фраза «грех снова становится сладким». Эротика тут тоже своеобразна: это и «сиротливая похоть актеров», и «охуительный секс / с цилиндрическими телами / пришедшими на праздник в размокших пиджаках». Правда, меня тоже можно причислить к «влюбленным в водонапорные башни».
Наконец уже сам домысливаешь персонажей: «грустный любовник глотнувший подземного цвета» — кто это, Орфей ли, Данте? И видишь слишком много подсказок во фразе «фонтаны поросли цветущим дюшаном». «ты просто гордишься занозой», — как говорит лирический герой Бельского. Что ж, горжусь!