М.: Corpus, 2020
Бывают книги, где сюжет не имеет никакого значения, а тут ровно наоборот. Сюжет обеспечил львиную долю успеха дебютного романа Жюльена Сандреля, а успех, надо сказать, немаленький: топы продаж, двадцать переводов за год, съемка экранизации, звание одного из самых перспективных молодых прозаиков Франции.
История и впрямь феерическая. Во-первых, вторым рассказчиком в романе выступает 12‑летний Луи, находящийся в состоянии комы, после того как его сбил грузовик. Тут стоит вспомнить, что повествование от лица покойника в литературе давно уже обычное дело, что в «Меня зовут Красный» Орхана Памука роль нарратора примеряют на себя животные, деревья и неодушевленные предметы, а о событиях «В скорлупе» у Иэна Макьюэна вещает эмбрион. Почему бы после всего этого в качестве повествователя не выступить пребывающему без сознания коматознику?
Пока Луи зависает между жизнью и смертью, его мать Тельма, основной рассказчик «Комнаты чудес», находит дневник сына, куда он записывал свои заветные подростковые желания. Тут‑то ей и приходит в голову гениальная идея, отчасти напоминающая то, как герой Джеффа Бриджесса добывал чашу Грааля, чтобы спасти лежащего в отключке героя Робина Уильямса в прекрасном «Короле-рыбаке» Терри Гиллиама. Тельма решает: поскольку Луи воплотить свои мечты в реальность сейчас не может и есть вероятность, что не сможет никогда, это должна за него сделать она. Отсюда прелестное во‑вторых: открывая страницу за страницей, Тельма узнает, что ей предстоит перейти с закрытыми глазами токийский перекресток, потрогать сиськи учительницы математики, показать задницу учительнице английского, протусоваться всю ночь на банной вечеринке в купальне Сеченьи и спеть дуэтом со знаменитым рэпером.
Это еще не все чудеса. Читателя также ждет волшебное преображение Тельмы из осторожной конформистки в бесстрашную бунтарку и сразу две любовных истории, которые выдавят слезу даже у самого отпетого циника. Да, мораль у романа Сандреля нехитрая, финал предсказуемый, но в книге подобного рода такие издержки неизбежны.