М.: Азбука, 2019
Написанную в 2000‑м «Пещеру», в отличие от остальных романов Сарамаго, на русский перевели только сейчас, через девять лет после смерти автора. Спрашивается, почему? Отвечается: потому что а) эта книга у Сарамаго далеко не самая внятная; б) она настолько остросоциальная и идеологически окрашенная, что как-то даже чересчур.
Герой «Пещеры» — Сиприано Алгор, 64-летний вдовец‑гончар, производитель кустарных горшков и мисок, которые в эпоху глобализации перестают пользоваться спросом. У Сиприано есть дочь Марта и зять Марсал, работающий охранником в некоем жилищно-торгово-развлекательном Центре. После перевода из внешней охраны во внутреннюю Марсалу предоставляют семейное жилье, и, согласно правилам Центра, жена и тесть должны поселиться с ним. Переезд в Центр для Сиприано одновременно и спасение, потому что главное дело всей его жизни теперь на хрен никому не нужно, и катастрофа, потому что как человеку жить без главного дела всей его жизни?
«Пещера», по существу, — современная антиутопия. Описанный в ней Центр — город в городе, город-в-себе, город, подчинивший своей власти окружающий мир. Грандиозное экспансивно-агрессивное сооружение, с одной стороны, обеспечивает своим жителям максимальный комфорт, но с другой — заменяет все подлинное иллюзиями, имитациями, эрзацами. После переезда семьи в Центр на первый план наконец-то выходит тема, обозначенная и в названии, и в эпиграфе с цитатой из Платона, и в самом сюжетном развитии романа.
«Пещера» Сарамаго написана поверх мифа о пещере из «Государства» Платона, фрагмента, в котором тот излагает основы своего идеалистического мировоззрения. Португальский писатель по-своему трактует греческого философа: для него символом иллюзорного мира является Центр, а вот за пределами этого богомерзкого монстра все вполне себе настоящее. Там и семья, и новая любовь, и верный пес Найдён, и простые, но надежные человеческие чувства. Правда, возникает вопрос, на какие шиши будут существовать покидающие Центр герои, но в рамках «Пещеры» Сарамаго предпочитает его не рассматривать.